воскресенье, 1 декабря 2019 г.


Кохлеарная имплантация


Кохлеарная имплантация - единственная высокотехнологичная система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха у человека.  В мире насчитывается более 70000 человек, пользующихся системами кохлеарной имплантации. На сегодняшний день - это самая современная технология реабилитации людей, дающая возможность слышать ребенку, который родился глухим или взрослому человеку, потерявшему слух.  Она является разновидностью слухопротезирования, однако в отличие от обычного слухового аппарата, который только усиливает звуковые сигналы, КИ преобразует их в эл импульсы, стимулирующие сл нерв. Нервные импульсы распознаются мозгом как звуки, обеспечивая слуховое восприятие. 
Воспринимаемые через имплант звуки слегка отличаются от звучания речи и окружающих звуков, так как мозг получает информацию в течение нескольких микросекунд после приема звука микрофоном. Следует также сказать, что каждый речевой процессор программируется индивидуально в соответствии с состоянием слуха. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Первая кохлеарная имплантация в России проведена в 1991 г. Вот что вспоминает одна из первых пациентов Татьяна Серкова: «Я слышала все, но ничего не понимала. Понимание развивалось постепенно, примерно в течение года, по мере того, как в результате еженедельных занятий, настроек и постоянного ношения процессора звуки запоминались и распознавались все лучше». Сейчас такие операции не редкость. В нашем городе есть губернаторская программа, где глухим дошкольникам делают операции и обеспечивают их кохлеарными имплантами бесплатно. 1 раз в 4 года аппараты меняют на новые.
В системе мероприятий по кохлеарной имплантации задействован ряд специалистов разного профиля (сурдопедагогов, психологов, сурдологов, аудиологов, оториноларингологов), работа которых невозможна друг без друга и направлена на восстановление слуха у человека. 
Систему мероприятий кохлеарной имплантации можно разделить на три этапа: На первом этапе проводится оценка целесообразности проведения кохлеарной имплантации. Проводится комплексное диагностическое обследование. Решение о проведение кохлеарной имплантации индивидуально для каждого пациента. Если раньше учитывался интеллект ребенка, то теперь делают операции даже с умственной отсталостью. Вне очереди идут дети, переболевшие менингитом, т.е позднооглохшие.
Вторым этапом является хирургическая операция. В ходе операции под общим наркозом кохлеарный имплант хирургическим путем размешается в заушной области, а цепочка электродов вводится в улитку. В настоящее время процедура является стандартной и занимает 1 – 1,5 часа, если у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний среднего уха. 
Третий этап – реабилитация. Это первое включение речевого процессора, настройка процессора, занятия с педагогом по слухоречевому продвижению. Послеоперационная слуховая реабилитация - самый долгий этап, который может длиться до нескольких лет.
Неправильно предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант, автоматически способен научиться слушать и говорить. Это не очки, которые надел и все увидел…. Представим ситуацию с новорожденным ребенком с нормальным слухом. Проходит около года, прежде он начнет говорить. Все это время он уже слышит, но его слуховые впечатления не структуризированы и вначале не имеют смысла. Постепенно ребенок проходит все стадии развития речи: гуление, лепет, звукоподражания, отдельные изолированные слова и в итоге говорит предложениями.
Так и имплантированный ребенок должен пройти определенный путь, чтобы научиться слушать и говорить. Сразу после 1 подключения начинаются занятия с педагогом, который учит ребенка пользоваться своим появившимся слухом.
Результаты послеоперационной педагогической реабилитации у дошкольников могут очень различаться в зависимости от ряда факторов:
1.     Возраст имплантированного пациента.
Исследования показали, что, если ребенок проимплантирован в возрасте 2-2,5 лет, то порядка 50% детей идут в общеобразовательную школу. Если КИ произведена в 1 год -  60-65% могут учиться в общеобразовательной школе, а если операция произведена в возрасте 6-9 месяцев, то процент этот увеличивается до 80. Оставшиеся 20% - это дети со сложной структурой дефекта
   2. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
   3. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
   4. Индивидуальные психологические особенности.
   5. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
   6. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.
    7. Успешность проведенного хирургического вмешательства.
    8. Адекватность настройки речевого процессора.
    9. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.
   10. Речевая среда. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения. 
Главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. 
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ НАПОЛНЯЕТ ЖИЗНЬ ЗВУКАМИ и пока является самым перспективным направлением интеграции глухих в социум! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий