Кохлеарная имплантация
Кохлеарная
имплантация - единственная высокотехнологичная система мероприятий и
технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического
слуха у человека. В мире
насчитывается более 70000 человек, пользующихся системами кохлеарной
имплантации. На сегодняшний день - это самая современная технология
реабилитации людей, дающая возможность слышать ребенку, который родился глухим
или взрослому человеку, потерявшему слух. Она является разновидностью
слухопротезирования, однако в отличие от обычного слухового аппарата, который
только усиливает звуковые сигналы, КИ преобразует их в эл импульсы,
стимулирующие сл нерв. Нервные импульсы распознаются мозгом как
звуки, обеспечивая слуховое восприятие.
Воспринимаемые через имплант звуки слегка
отличаются от звучания речи и окружающих звуков, так как мозг получает информацию в течение нескольких микросекунд
после приема звука микрофоном. Следует также сказать, что каждый речевой
процессор программируется
индивидуально в соответствии с состоянием слуха. Требуется длительный период реабилитации
и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека
понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Первая кохлеарная
имплантация в России проведена в 1991 г. Вот что вспоминает одна из первых
пациентов Татьяна Серкова: «Я слышала все, но ничего не понимала. Понимание
развивалось постепенно, примерно в течение года, по мере того, как в результате
еженедельных занятий, настроек и постоянного ношения процессора звуки запоминались
и распознавались все лучше». Сейчас такие операции не редкость. В нашем городе
есть губернаторская программа, где глухим дошкольникам делают операции и
обеспечивают их кохлеарными имплантами бесплатно. 1 раз в 4 года аппараты
меняют на новые.
В системе
мероприятий по кохлеарной имплантации задействован ряд специалистов разного
профиля (сурдопедагогов, психологов, сурдологов, аудиологов,
оториноларингологов), работа которых невозможна друг без друга и направлена на
восстановление слуха у человека.
Систему
мероприятий кохлеарной имплантации можно разделить на три этапа: На первом
этапе проводится оценка целесообразности проведения кохлеарной имплантации.
Проводится комплексное диагностическое обследование. Решение о проведение
кохлеарной имплантации индивидуально для каждого пациента. Если раньше учитывался интеллект ребенка, то
теперь делают операции даже с умственной отсталостью. Вне очереди идут дети,
переболевшие менингитом, т.е позднооглохшие.
Вторым
этапом является хирургическая операция. В ходе операции под общим наркозом
кохлеарный имплант хирургическим путем размешается в заушной области, а цепочка
электродов вводится в улитку. В настоящее время процедура является стандартной
и занимает 1 – 1,5 часа, если у пациента нет анатомических особенностей и
заболеваний среднего уха.
Третий этап – реабилитация. Это первое включение
речевого процессора, настройка процессора, занятия с педагогом по слухоречевому
продвижению. Послеоперационная слуховая реабилитация - самый долгий этап,
который может длиться до нескольких лет.
Неправильно
предполагать, что глухой человек, который получил кохлеарный имплант,
автоматически способен научиться слушать и говорить. Это не очки, которые надел
и все увидел…. Представим ситуацию с новорожденным ребенком с нормальным
слухом. Проходит около года, прежде он начнет говорить. Все это время он уже
слышит, но его слуховые впечатления не структуризированы и вначале не имеют
смысла. Постепенно ребенок проходит все стадии развития речи: гуление, лепет,
звукоподражания, отдельные изолированные слова и в итоге говорит предложениями.
Так и
имплантированный ребенок должен пройти определенный путь, чтобы научиться слушать
и говорить. Сразу после 1 подключения
начинаются занятия с педагогом, который учит ребенка пользоваться своим
появившимся слухом.
Результаты
послеоперационной педагогической реабилитации у дошкольников могут очень
различаться в зависимости от ряда факторов:
1. Возраст
имплантированного пациента.
Исследования показали, что, если ребенок проимплантирован в
возрасте 2-2,5 лет, то порядка 50% детей идут в общеобразовательную школу. Если
КИ произведена в 1 год - 60-65% могут учиться в общеобразовательной
школе, а если операция произведена в возрасте 6-9 месяцев, то процент этот
увеличивается до 80. Оставшиеся 20% - это дети со сложной структурой дефекта
2. Уровень развития слухового
восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
3. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
4. Индивидуальные психологические особенности.
5. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
6. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать
активное участие в реабилитации.
7. Успешность проведенного хирургического вмешательства.
8. Адекватность настройки речевого процессора.
9. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.
10. Речевая среда. Появление положительного опыта в развитии навыков
слушания и говорения.
Главная цель
реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка
воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать
их значение и использовать этот опыт для развития речи.
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ
НАПОЛНЯЕТ ЖИЗНЬ ЗВУКАМИ и пока является самым перспективным направлением
интеграции глухих в социум!
Комментариев нет:
Отправить комментарий