Совершенствование речи дошкольников с нарушением слуха посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – это
хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка с нарушением
слуха. Работая
уже не первый год над проблемой развития эмоционально-оценочной лексики у детей
с нарушением слуха, мы пришли к стойкому убеждению, что влияние
театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Через образы, краски,
звуки неслышащие дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование
речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний. Легко и, естественно, активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный
строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Ребёнок с нарушенным слуховым
анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами.
Создание благоприятных условий для
реализации творческого потенциала наших детей, осуществляются в тесном
взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями группы, музыкальным
руководителем, хореографом, а также привлекаются к сотрудничеству родители,
которые помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю. Результатом нашей работы стали
постановки, как «Колобок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Красная
шапочка», «Восточная сказка», «Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха»,
«Царевна-Несмеяна». Чаще всего мы адаптируем тексты, делаем их проще и
доступнее для наших детей. Обычно работа над каждой сказкой проходит примерно
так: первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки, где по ходу
уточняются значения незнакомых слов (злодей), проводится беседа с демонстрацией
персонажей и их действий. Дети знакомятся с книгой, рассматривают иллюстрации,
а для лучшего понимания мы обязательно к каждой сказке в доступной для детей
форме делаем презентацию, ну и, конечно же, смотрим мультик. Затем сюжет сказки
воспроизводится через повторное чтение, чтение по ролям, пересказывание детьми.
Обязательно используем все виды имеющихся в нашей группе театров: кукольного
БиБаБо, настольного, магнитного театра, пальчикового, конусного, театра масок… И только тогда, когда сказка понятна всем
детям, мы переносим ее в игру. На наш взгляд, театрализованная деятельность
является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором
наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. А детский спектакль – кульминация проделанной детьми,
педагогами и родителями работы, причем уловить счастливые моменты радости могут
все: и маленькие артисты, и родители, наблюдающие за игрой своих детей на
сцене, и педагоги, знающие цену труда и сценического успеха своих
воспитанников. А это того стоит!
Комментариев нет:
Отправить комментарий