Игры,
игровые методы и приёмы для автоматизации звука в изолированной форме.
Для детей 3-7 лет
Су-джок. Ребенок прокатывает
ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Пирамидка. Ребенок нанизывает
колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
Научи
Петрушку Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее
правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли
учителя, Петрушка – ученика.
Поедем
на машине. Игра используется для автоматизации изолированного звука
[р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от
которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.).
Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет
пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта.
В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука
[л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] – комарика; для
[ж] – жука и т.д.
Пальчики
здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к
указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит
заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и
точностью движений пальцев рук ребенка.
Для детей 5-7 лет.
Ступеньки. В тетради ребенка
логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и
вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются
самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается
прежним.
Прокати
мяч. Логопед
предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой,
произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих,
свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Кубик. Ребёнку предлагается
произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое
число выпало на кубике.
Тихо
— громко. «Мы катались по горам, Пели тут и пели там». Цель: закрепление
артикуляции гласных, шипящих, свистящих и сонорных звуков, развитие
фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры. Пропевание
заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с
направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила
голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном
движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В
дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
Волчок. Деревянный или
пластмассовый волчок, раскручивается большим и указательным пальцами, большим и
средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение сначала
выполняется пальцами ведущей руки, а затем другой руки. Пока волчок крутится,
ребёнок произносит отрабатываемый звук.
Говорящий
карандаш. Рисуем, обводим линии - тянем звук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий