вторник, 14 апреля 2020 г.

Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в слогах.




 Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в слогах.

 Для детей 3-7 лет
Счеты. Ребенок произносит слог столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги.
Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов.
Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.
Пуговицы. Ребенок произносит слог столько раз, сколько предметов на игровом поле, либо произносит речевой материал с одновременным движением пуговицы на игровое поле.
Проведи слог по звуковой дорожке
            Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
          Цветочек. Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».
            Музыкант или Программист. Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)
Раз – шажок, два – другой…  Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Для детей 5-7 лет
Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.
Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова.  Логопед говорит ребёнку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: 
ко-са, о-са. Затем логопед бросает мяч и говорит первый слог, ребёнок ловит и бросает обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч.



1 комментарий: