вторник, 28 апреля 2020 г.

Основные этапы в реабилитации детей с КИ


           

Основные этапы в реабилитации детей с КИ

                          Слово « кохлеарная » происходит от латинского слова «cochlear»
 (Кохлеа или улитка). Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха. У глухого человека эти рецепторы в улитке погибают, и, в результате, звуки не поступают в мозг, человек не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация  хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо - улитку глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путём электрической стимуляции слухового нерва.                                
           Кохлеарный имплант (КИ) по существу является разновидностью слухового аппарата. Однако он не только усиливает звук, он дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов.

           После включения процессора КИ при правильной слухоречевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (3-12 мес.), и по состоянию слуха они приближаются к детям с 1 степенью тугоухости. При этом состояние развития восприятия речи на слух и собственной речи у них, как у глухого ребенка. Всё это результат несформированности у ребенка центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребёнок, тем сильнее это выражено. Такой ребёнок является ярким примером центральных расстройств слуха и напоминает детей с сенсорной алалией. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2-3 лет.
          В реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации можно выделить 4 периода, которые частично перекрываются.
          1 период «Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия сКИ». (3-12 недель). За этот период должны быть достигнуты параметры настройки речевого процессора КИ, позволяющие ребёнку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и родителей должны быть направлены на развитие у ребенка начального интереса к окружающим звукам.
          2 период «Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ» (6-18 мес.). Ребенок учится с помощью КИ узнавать окружающие звуки, причем делает это непроизвольно. Уровень развития его слухового восприятия близок к развитию ребенка в возрасте 1-1,5 года. Дальнейшее слухоречевое развитие и, соответственно коррекционная работа, проводится в рамках развития у ребенка речевой системы – накопления пассивного и активного словаря, развития и формирования грамматической системы языка, использование речи для общения.
          3 период «Языковый период развития и собственной речи» (5 и более лет). Главным в этот период является развитие у ребенка системы родного языка. Особое внимание необходимо уделять развитию слухового восприятия грамматической стороны речи.
          4 период «Период развития понимания связной речи и сложных текстов». Показателем его достижения является умение ребенка понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи.


8 комментариев:

  1. Добрый день, очень понравился формат подачи, узнала много нового для себя. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за инфориацию. Ведь многие родители ждут что их ребенок заговорит прям сразу после имплантации и забывают про длительную реабилитацию.

    ОтветитьУдалить
  3. да,да, вы правильно заметили! Родители часто забывают о том, что до операции у ребенка не было слухового опыта

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день. Большое спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
  5. А бывали случаи в вашей практики, когда дети опережали эти рамки?

    ОтветитьУдалить
  6. да, бывает и так, но только в том случае, когда ребенок с КИ с сохранным интеллектом

    ОтветитьУдалить
  7. И, как правило, нет поражения ЦНС (центральной нервной системы)

    ОтветитьУдалить