Основные этапы в реабилитации детей с КИ
Слово « кохлеарная » происходит от
латинского слова «cochlear»
(Кохлеа или улитка). Так называется орган
слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха. У глухого
человека эти рецепторы в улитке погибают, и, в результате, звуки не поступают в
мозг, человек не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые
аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная
имплантация хирургическая операция, в процессе
которой во внутреннее ухо - улитку глухого человека вводится система электродов,
обеспечивающая восприятие звуков и речи путём электрической стимуляции
слухового нерва.
Кохлеарный имплант (КИ) по существу
является разновидностью слухового аппарата. Однако он не только усиливает звук,
он дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой
потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов.
После включения процессора КИ при
правильной слухоречевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро
развивается слуховое восприятие (3-12 мес.), и по состоянию слуха они
приближаются к детям с 1 степенью тугоухости. При этом состояние развития
восприятия речи на слух и собственной речи у них, как у глухого ребенка. Всё
это результат несформированности у ребенка центральных слуховых процессов и
связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию
и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребёнок, тем сильнее это выражено. Такой ребёнок является ярким примером центральных
расстройств слуха и напоминает детей с сенсорной алалией. Проблемы памяти и
внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2-3 лет.
В реабилитации ранооглохших детей
после кохлеарной имплантации можно выделить 4 периода, которые частично
перекрываются.
1 период – «Начальный период развития
слухового и слухоречевого восприятия сКИ». (3-12 недель). За этот период должны
быть достигнуты параметры настройки речевого процессора КИ, позволяющие ребёнку
воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и родителей должны быть
направлены на развитие у ребенка начального интереса к окружающим звукам.
2 период – «Основной период развития
слухового и слухоречевого восприятия с КИ» (6-18 мес.). Ребенок учится с
помощью КИ узнавать окружающие звуки, причем делает это непроизвольно. Уровень
развития его слухового восприятия близок к развитию ребенка в возрасте 1-1,5
года. Дальнейшее слухоречевое развитие и, соответственно коррекционная работа,
проводится в рамках развития у ребенка речевой системы – накопления пассивного
и активного словаря, развития и формирования грамматической системы языка,
использование речи для общения.
3 период – «Языковый период развития
и собственной речи» (5 и более лет). Главным в этот период является развитие у
ребенка системы родного языка. Особое внимание необходимо уделять развитию
слухового восприятия грамматической стороны речи.
4 период – «Период развития понимания
связной речи и сложных текстов». Показателем его достижения является умение
ребенка понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное,
связно рассказать о событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с
помощью речи.
Добрый день, очень понравился формат подачи, узнала много нового для себя. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСледите за публикациями. Будет еще интересней
УдалитьСпасибо за инфориацию. Ведь многие родители ждут что их ребенок заговорит прям сразу после имплантации и забывают про длительную реабилитацию.
ОтветитьУдалитьда,да, вы правильно заметили! Родители часто забывают о том, что до операции у ребенка не было слухового опыта
ОтветитьУдалитьДобрый день. Большое спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьА бывали случаи в вашей практики, когда дети опережали эти рамки?
ОтветитьУдалитьда, бывает и так, но только в том случае, когда ребенок с КИ с сохранным интеллектом
ОтветитьУдалитьИ, как правило, нет поражения ЦНС (центральной нервной системы)
ОтветитьУдалить