вторник, 27 октября 2020 г.

Развитие эмоционально-оценочной лексики

посредством театрализованной деятельности 

у детей с нарушением слуха.



     Работая уже не первый год над проблемой развития эмоционально-оценочной лексики у детей с нарушением слуха, мы пришли к стойкому убеждению, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Ведь здесь значительно легче происходит формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи, чем на обычных занятиях. Особенности развития глухих детей, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно отнестись к подбору репертуара. 

     Результатом нашей работы стали постановки, как «Колобок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Восточная сказка», «Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха», «Царевна-Несмеяна». Чаще всего мы адаптируем тексты, делаем их проще и доступнее для наших детей. Обычно работа над каждой сказкой проходит примерно так: первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки, где по ходу уточняются значения незнакомых слов (злодей), проводится беседа с демонстрацией персонажей и их действий. Дети знакомятся с книгой, рассматривают иллюстрации, а для лучшего понимания мы обязательно к каждой сказке в доступной для детей форме делаем презентацию Ну и, конечно же, смотрим мультик. Затем сюжет сказки воспроизводится через повторное чтение, чтение по ролям, пересказывание детьми. Обязательно используем все виды театров, которые у нас есть в группе: кукольного БиБаБо, настольного, магнитного театра, пальчикового, конусного, театра масок. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, мы переносим ее в игру. Выясняются характер героя, (в первую очередь, упор делается на его эмоциональное состояние), уточняются действия персонажей, и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Для того чтобы процесс выхода на сцену, не утрачивал в дальнейшем к ней интереса, прежде всего мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и, стараемся, чтобы, по возможности, все дети были задействованы. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети принимают активное участие с помощью мимики, пантомимики, жестов, танцев. А у детей с хорошими речевыми возможностями в ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами. Поэтому проводится работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словом, фразой, интонацией, словесным и логическим ударением.

     Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала наших детей, осуществляются в тесном взаимодействии с воспитателями группы, музыкальным руководителем, хореографом, а также привлекаются к сотрудничеству родители, которые помогают в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю. Участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии. На наш взгляд, театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.             Вспомните свое детство! Даже маленькая незначительная роль, сыгранная в д/саду или в школе до сих пор хранится в вашей памяти, потому что ТЕАТР учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, и заставляет сердце биться сильнее.         А детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: и маленькие артисты, и родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, и педагоги, знающие цену труда и сценического успеха своих воспитанников. А это того стоит!





3 комментария:

  1. Мечта детства - стать артистом 😁🤗🤗🤗

    ОтветитьУдалить
  2. Молодцы детки и особая благодарность педагогам! Утренники всегда отличные!

    ОтветитьУдалить