среда, 28 октября 2020 г.

 

«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением слуха».

 

 




Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.  Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», как нельзя кстати, подходит к нашим детям с ОВЗ, которым понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать и оценить действие объекта, поэтому очень важно при обучении дошкольников с нарушением слуха обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. Таким образом, использование ЦОР в нашей работе, мы рассматриваем, как крайне необходимый, обоснованный и эффективный вид помощи дошкольникам с ОВЗ.

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Одной из важных задач воспитания и обучения детей с нарушением слуха является развитие их устной речи, которое находится на низком уровне: в основном дети воспроизводят отдельные слоги, лепетные слова или небольшое количество искажённых слов, используемых для обозначения игрушек и предметов быта, что недостаточно для удовлетворения потребностей ребёнка в общении.  В данном случае, цифровые образовательные ресурсы могут выступать в качестве эффективного коррекционно-развивающего средства. Прежде всего, огромное значение в обучении детей с нарушением слуха придается сурдотехнической аппаратуре: цифровые слуховые аппараты в виде заушин, кохлеарный имплант, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования «Верботон».  Дети учатся воспринимать звуки всем телом, через все сохранные анализаторы, используя верботональный метод.

На наш взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие и на познавательное развитие детей, в частности, например, на развитие у них пространственных и временных ориентировок. Ведь как объяснить ребенку с ОВЗ, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, например, о смене времен года? Как неслышащему ребёнку показать как идёт снег, течёт ручей, сверкает молния, плавают рыбы? И тут на помощь приходят видео фрагменты, которые также можно демонстрировать детям при помощи интерактивной доски и планшета. Такие видеоматериалы позволяют моделировать жизненные ситуации и, таким образом, обогащать словарь детей.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду и в частности для детей с нарушением слуха можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Компьютерных программ для детей с нарушением слуха существует крайне мало, а многие программы, созданные для слышащих детей, часто недоступны для глухих детей из-за объёма речевой информации. У детей с нарушением слуха обязательно должна быть опора на письменную речь, поэтому с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, возрастных и речевых, мы создаём собственные презентации в программе Pour point и в программе для интерактивной доски «Комо».

Обучение в коррекционной группе строиться на тематической основе и названия у презентаций соответствующие, тематические: «Животные», «Овощи-фрукты», «Продукты питания», «Игрушки», «Праздники», «Наш город», «Назови соседей», «Посчитай собачек», «Времена года» и др.

В коррекционной работе мы используем и готовые компьютерные программы: «Живой звук», «Интерактивная познайка», «Занимательная логика», «Речевая ритмика», «Игры для Тигры». Детям очень нравится работать на интерактивных досках, т.к. они, непосредственно, могут манипулировать с волшебными карандашами или пальцами, двигать картинки, таблички, рисовать и раскрашивать. Эти презентации и тренажёры используются на разных стадиях обучения детей: как при ознакомлении, так и при закреплении речевого материала.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, с одной стороны, способствует повышению мотивации к овладению новыми знаниями и умениями, стимулирует познавательную активность к накоплению социального опыта, активнее развивает устную и письменную речь неслышащего ребёнка, слуховые возможности, повышает индивидуализацию воспитания и обучения, а, с другой стороны, позволяет педагогам проявить свои творческие способности, повысить свою профессиональную компетентность в использовании современных средств обучения. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы должны идти в ногу со временем и стать для дошколят проводниками в мир новых технологий.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности. При всех видимых плюсах использования компьютерных технологий, при всех преимуществах, необходимо помнить давно известную истину: всё хорошо в меру. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

 




Используемая литература:

·        Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду//Информатика.-2011.-№18.-с.16-17.

·        Использование компьютеров в образовательном процессе/Д. Плужникова.//Дошкольное воспитание.-2010.-№4.-с.114-115.

·        Петрова Е. Развивающие компьютерные игры: Их использование в коррекционном обучении детей с ЗПР//Дошкольное воспитание.-2010.-№8.-с.60-68.

·        Методические рекомендации к Программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития» Москва.УМИЦ « ГРАФ-ПРЕСС»,2003

·        Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития».-М.:УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС»,2006

·        Программа воспитания и обучения в детском саду. М.А.Васильева, Т.С.Комарова, В,В.Гербова-М.:Мозайка-Синтез,2005

·        Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха .Л.А.Головчиц .- М.:ООО УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2003.


2 комментария:

  1. Да. Действительно, лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать

    ОтветитьУдалить
  2. Да, да. В нашей работе без этого почти невозможно

    ОтветитьУдалить